B2BToday.ru Компании ИП Исаев Новости

Новости от компании ИП Исаев

Новости компании Исаев, ИП

Что такое спортивное масло (2009-11-13)

Спортивными продуктами мы занялись относительно недавно. Основная специализация компании — поставки масел, автохимии и автокосметики класса HiEnd, а также разработка собственных технологий. Некоторые наши партнеры, помимо массовых продуктов, производят и специальные, используемые в соревнованиях по моторным видам спорта разного уровня, что и подтолкнуло нас к занятию этим не совсем обычным и пока еще диковинным для России бизнесом.

Делая первые шаги, мы во многом полагались на опыт, накопленный нашими поставщиками. Оказалось, некоторые из них поставляют материалы для командучастниц не только таких популярных гонок, как «формулы» Renault и Ford, но и F3, F3000 и даже «Первая формула».

Что же отличает продукты для спорта от тех, которые можно встретить на прилавках магазинов? Прежде всего — условия работы, следовательно, и требования, предъявляемые к составу и характеристикам смазочных материалов.

Согласитесь, для масла, заливаемого в систему смазки болида «Формулы I», абсолютно не важна температура застывания. В ходе двухчасовой гонки агрегаты гоночного автомобиля выполняют работу, которую семейный седан не осилит за весь срок эксплуатации. Другие нагрузки, скорости вращения и взаимного перемещения деталей, другие рабочие температуры. Не случайно в соревнованиях самого высокого уровня двигатели «капиталятся» или заменяются после каждой гоночной сессии. О какой борьбе с износом на протяжении миллиона километров тут можно говорить?

Найдется немного желающих выкладывать за литр моторного масла двадцать долларов США и более (учтем, что профессиональные продукты не приносят прибыли производителям и рассматриваются ими как демонстрация научнотехнического потенциала).

Как правило, команды заказывают такие продукты заблаговременно, поскольку объемы их производства невелики. Причем рецептура разработчика и изготовителя может корректироваться с учетом пожеланий инженеров команды, занимающихся горючесмазочными материалами.

Другое дело, когда речь идет о гонках, в которых используются серийные моторы с минимальным числом строго оговоренных изменений.

Одинаковые моторы теоретически ставят гонщиков в равные условия. Но специальное «профессиональное» масло и здесь помогает добавить двигателю пяток лошадиных сил, а главное, защитить его от нештатных ситуаций.

Вот примеры из отечественного опыта. В порядке эксперимента мы предложили нескольким петербургским гонщикам, участвующим в Чемпионате и Кубке России по авторалли, попробовать в деле бельгийское масло Marly Black Gold Bio Carat с графитом, используемое рядом европейских команд в «заводских» чемпионатах и гонках Formula 3000. Результаты превзошли наши ожидания.

Юрий Виноградов — известный гонщик и опытный механик — на позапрошлогоднем ралли «Новороссийск» с лопнувшим шлангом отопителя салона проехал на своей «восьмерке» 9 километров горного (с подъемом на перевал) спецучастка, успешно финишировал, после чего вместо оказавшегося в салоне тосола долил в систему 5 литров воды. Мотор без повреждений работал до конца сезона. Контрольная переборка не выявила задиров и какихлибо аварийных износов.

Сергей Жидков, хорошо знакомый петербургским болельщикам бойцовским характером и золотыми руками, на ралли «Белые ночи» послеаварийного падения давления масла в двигателе ВАЗ2105 проехал почти два километра «допа» с замятым о камень поддоном и обломанным маслоприемником. Двигатель стал хуже тянуть, но не из-за аварийного износа: просто из-за отсутствия масла перестали работать гидрокомпенсаторы зазоров клапанов.

Избежать разрушения де-талей двигателя в обоих случаях помогло не только присутствие микрочастиц сухой смазки, но и сама основа масла. Традиционно используемые в массовых синтетических маслах полиальфаолефины намного превосходят минеральную базу, но при экстремальных нагрузках этого недостаточно. Здесь помогут сложные эфиры (эстеры), имеющие более стабильную вязкость во всем диапазоне температур и отличную адгезию к металлу (на его поверхности всегда сохраняется предотвращающая сухое трение пленка смазочного материала). Для справки: ведущие нефтяные компании мира в свои современные и очень качественные товарные масла вводят 23 процента эстеров.

«Профессиональные» масла могут быть с успехом использованы и в серийных автомобилях. Это не всегда экономически оправдано, но безопасно и даже полезно.

Отдельная необъятная тема — пластичные смазки. Здесь тоже есть выдающиеся продукты. Не будем выдавать чужих секретов, но отметим, что смазку для шарниров трансмиссии Marly SP 38 Special Mix используют и в «конюшне» очень высокого ранга, и в российской команде. Разумеется, с разрешения титульных «нефтяных» спонсоров.

Особый вопрос — смазка «трансмиссии» карта. Несмотря на кажущуюся простоту устройства (цепь и две звездочки), оно требует квалифицированного подхода, особенно в бескоробочных классах. Как правило, для коротких квалификационных заездов цепь — в целях сокращения механических потерь — смазывали жидким маслом.

Много хлопот было с липкостью смазки: с одной стороны, она должна надежно держаться на металле, с другой — не собирать абразивную пыль. Результатом работы над решением этих проблем стало появление специальных картинговых смазок. Предлагаемое нами семейство голландских «керамических» смазок РМ Xeramic одобрено FIA.